«Магма» без серы

Фрэнк Корнелиссен (Frank Cornelissen) – бельгиец, основавший винодельню на склонах вулкана Этна в Сицилии.
Его вино – любопытный образец идейного виноделия.

А идея тут в следующем.

Проработав какое-то время в сфере торговли, Фрэнк решил производить вина в «экстремально натуральном» стиле: без всякого вмешательства в процесс рождения вина – ни на винограднике, ни в процессе винификации, ни на этапе бутилирования.

По мнению Корнелиссена, северные склоны горы Этна – как раз то место, где подобная идея может быть реализована.

2,5 гектара в его хозяйстве отведены под непривитые лозы, выращиваемые в классической, свободно стоящей манере – по так называемой системе альберелло (ит. alberello, «банка») или гобле (фр. gobelet, т.е. «стакан»). Остальные 2,5 гектара отданы под оливковые и фруктовые деревья и различные кустарники.

«Я стараюсь не сводить всё к монокультуре, чтобы избежать обычных для таких случаев заболеваний», говорит он, «поэтому смешал посадки лоз с разными деревьями и прочей растительностью».

Топовое вино хозяйства называется «Магма».

Оно производится из винограда Нерелло Маскалезе (Nerello Mascalese). Возраст лоз – 50-80 лет, и расположены они на самом верхнем участке виноградника.

Читайте также:  Вино в веках

Помимо этого вина, производится ещё белая Магма, базовое вино (белое MunJebel Bianco и красное MunJebel Rosso), а также одно игристое красное Campagne по методу, схожему с традиционным «дедовским методом» французской коммуны Лиму.

Нигде в производстве вин Azienda Agricola не используется диоксид серы, а это – действительно выдающаяся особенность (может и спорная с точки зрения менеджмента качества, но безусловно выдающаяся.

  • См. статью «Вредно ли вино с диоксидом серы?».

Все вина хозяйства рождаются строго самостоятельно: никакого вмешательства. Ферментация и выдержка – согласно древним традициям – в терракотовых амфорах, вкопанных в землю в погребе (по аналогии с кахетинским методом в Грузии).

Фрэнк стремится избегать любых специальных приёмов, свойственных современному виноделию. Но, например, если в 2001 ему это вполне удалось, то в 2002 не обошлось без небольшого количества бордоской смеси (широко применяемого традиционного фунгицида – смеси медного купороса и извести).

Мацерация проводится длительная, – мезга удаляется не раньше, чем закончится малолактическая ферментация.

Использование глиняных амфор – тоже яркий элемент производства. Амфора даёт вину дышать, но не привносит в него древесных танинов и не меняет цвет вина.

Читайте также:  Цвет вина

«Доля ангелов» (потери от испарения) в 400-литровой амфоре приблизительно равна потерям из 2000-3000 литровых цистерн, а 100-литровая амфора сопоставима в этом смысле с традиционным барриком (дубовая бочка на 225 литров).

Цены:

  • Magma Rosso ср. цена в интернет магазинах 7000р. (0,75)
  • Munjebel Rosso ср. цена в интернет магазинах 1800р. (0,75)

«Возможно, вас удивит ценообразование на мои вина и огромная разница между вином «Magma» и базовым красным «Mongibello» (Munjebel). Позвольте я объясню. Когда я просчитал Магму, цена оказалась реально высокой из-за огромных затрат на её производство: отбор и повторный перебор гроздей и ягод, селекция сусла и т.д. Я понимал, что после отбора винограда всегда что-то остаётся, и я решил «собрать» не столь дорогое вино, но с той же философией – Rosso del Mongibello.

Магма – это дорогое топовое вино, доступное только состоятельным покупателям. Но моё второе Rosso тоже получалось недешёвым. А я не хотел делать вино только для материально богатых людей, поэтому повысил цену на вино Магма и снизил её на Россо, чтобы уравнять баланс и покрыть затраты. В итоге у меня есть высококлассное вино, отражающее характер территории и есть доступное почти каждому любителю вино, которое «спонсируется» почитателями Магмы. Социальное ценообразование, если хотите».

Читайте также:  Треббьяно

Frank Cornelissen

Каковы на вкус вина Frank Cornelissen?

Джейми Гуди (Jamie Goode, известный исследователь вина) описывает их как «Фантастические. Необычные, но захватывающие».

«Я думаю, винный мир нуждается в таких виноделах, как Фрэнк Корнелиссен, – раздвигающих границы представлений о возможном. Я не ожидаю, что многие виноделы станут отказываться от SO2 и других практик современного виноделия, нет. Но то, что Корнелиссен демонстрирует своей Магмой, поможет многим задуматься о своих винах и их возможностях. А это однозначный плюс.» /Jamie Goode

Стоит сказать, что Фазенда Агрикола Фрэнка Корнелиссена – не единственная в своём роде. Такие подходы практикуются и во Франции, и в других странах.

Если вам интересна тема вина без диоксида серы, можете изучить список производителей, составленный, например вот этой организацией.