Почему и откуда?

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему Кьянти перестали продавать в плетёных корзинах, какое отношение Папа имеет к Шатонёф-дю-Пап и почему у одних бутылок дно плоское, а у других вогнутое?

Вот ответы на некоторые из этих важных вопросов.

«Fiasco» Кьянти

Все, кто бывал в итальянских ресторанах, наверняка сталкивались с пузатыми бутылками кьянти в плетёных корзинках. Распространённые когда-то характерные бутылки теперь чаще используются как элемент декора и в качестве ваз и подсвечников.

Исторически, их популярность объясняется тем, что они были прочнее других бутылок, поэтому подходили для длительных транспортировок, а наличие плетёной корзинки избавляло от необходимости делать плоское дно – поэтому они были ещё и дёшевы. В то же время, грубая внешность этих бутылок стала крепко ассоциироваться с довольно паршивым их содержимым – ведь когда-то кьянти было дешёвым пойлом, которым крестьяне запивали обед, а также платили налоги.

В итальянском языке слово fiasco означало просто «фляжка», но значение этого слова во многих других языках породило насмешку над словосочетанием chianti fiasco, звучавшую как вопрос: «относится ли слово fiasco к бутылке или к её содержимому?»

По мере того, как виноделы стали повышать качество своих вин, они стали избегать традиционных бутылок в оплётке и предпочитать более солидные бордоские бутылки. В 1980 году консорциум Кьянти Классико окончательно запретил использование таких бутылок для своих вин.

Проволочка на Риохе

Рядом с современными бутылками Риохи с причудливым геометрическим логотипом всегда можно найти традиционные образцы с золотым тиснением, готическим шрифтом и сеточкой из тонкой проволоки золотого цвета, обрамляющей бутылку.

Читайте также:  Сотерн

Этот аксессуар был изобретён Уртадо де Амесага из Marques de Riscal в попытке помешать мошенникам выдавать дешёвое испанское вино за топовые позиции Риохи, переклеивая этикетки.

Со временем, это практичное дополнение превратилось в престижный атрибут: золотая сетка на бутылке словно заявляла « это вино стоит того, чтобы его подделывать». Сегодня её функция чисто декоративная, сетка легко снимается с бутылки и не представляет особой помехи… для трезвого.

«Пунт» – вогнутое дно бутылки

Есть некоторое удовольствие в том, чтобы ухватить бутылку, сунув большой палец в округлую ложбинку…

Однако, вопреки распространённому мифу, её наличие ничего не говорит о качестве вина в бутылке.

По одной версии (предположительно, французской), это углубление, называемое «пунт», было использовано в «конструкции» бутылок Бордо и Бургундии – для придания им лучшей транспортабельности: чтобы удобнее возить их по стране и через океан. Для красных вин «пунт» обосновывается способностью собирать вокруг себя осадок, который оседает между ним и стенками бутылки и не поднимается при наливании.

По другой версии, это углубление – следствие несовершенства технологий, не позволявших делать идеально ровное дно, из-за чего бутылка либо плохо стояла на плоскости, либо царапала стол швом, а «вдувание» дна внутрь устраняло эти проблемы.

Немецкие «флейты» (вытянутые бутылки), в которые разливался рислинг, гевюрцтраминер и пино гри, не имеют такого углубления. Либо потому, что их степенно катали на баржах по Рейну, либо потому, что у белых вин нет таких проблем с осадком. Либо стеклодувы и оборудование были исторически лучше французских.

Читайте также:  Barolo Chinato

Впрочем, для бутылок шампанского вогнутая форма дна действительно оправдана вопросами прочности – такая бутылка лучше выдерживает высокое давление изнутри.

В то же время, плоское дно у бутылки шампанского «Кристалл» от Луи Рёдерер, известного тем, что было создано для российского царя Александра II. Согласно легенде, боявшийся покушений монарх посчитал, что в углубление можно спрятать бомбу, а под тёмным стеклом может таиться яд. Якобы, именно в результате царской паранойи у этого шампанского – кристально прозрачная бутылка из хрусталя и плоское дно.

Рельефные ключи Шатонёф-дю-Пап

Французские вина апелласьона Ch&#226teauneuf-du-Pape из Южной Роны – одни из самых известных в винном мире. Возможно, вам не приходилось их пить, но почти наверняка вам попадались на глаза эти солидные бутылки с изображением скрещенных ключей.

Хороший Шатонёф дешевым не бывает. Как и бутылка для него. На каждой – рельефная папская печать.

В 14 веке папский двор переехал в Авиньон на юге Долины Роны. Ch&#226teauneuf-du-Pape – дословно «новый замок Папы» – стал его новой вотчиной. И папа принялся шлёпать свою печать направо и налево, осеняя ею бутылки с местным вином на основе сорта Гренаш (не забывая следить за их содержимым, конечно). Спустя шесть столетий эта печать стала неотъемлемой частью бренда Шатонёф-дю-Пап.

Читайте также:  Эльзас

Франконский боксбойтель

Эта плоская, похожая на солдатскую фляжку бутылка, родом из немецкой Франконии. Но мы знаем её скорее благодаря португальскому вину Матеуш Розе (Mateus Rosé).

Боксбойтель (нем. bocksbeutel), по основной версии, получил своё название благодаря схожести с контуром козлиной мошонки (bocks – козёл, beutel – мешок, а т.ж. мошонка). Несомненно, сельским жителям оценить такую художественную параллель проще. Горожанам эту версию приходится брать на веру.

Так оно или нет, но плоская форма позволяет бутылке остаться там, где её уронили, а не укатиться прочь, – что ценно для любого, пьющего как франконский крестьянин.

Позднее (в 1950х), эту форму взял на вооружение португальский производитель «зелёного» вина , выводя на рынок свою гламурную марку слегка игристого, сладковатого розового вина Матеуш Розе. Форма бутылки оказалась удачным маркетинговым ходом. Низкие бутылки Матеуш было не видно за остальными – стандартными – но, вопреки опасениям сына основателя, глава компании увидел в этом преимущество: именно из-за их низкого «роста» продавцы стали выставлять их в первый ряд на полке.

Этикетку вина украсило изображение замка Матеуш Палас, который не имел отношения к производителю, но был местной достопримечательностью. За использование изображения замка, его владелец получил от винодела солидную сумму. От прав на небольшую часть дохода с будущих продаж (вместо большой разовой выплаты) владелец замка отказался. И не угадал. В 1980х Матеуш Розе составлял примерно 40% экспорта столовых вин Португалии.